Место и роль региона Центральная Азия в XXI веке

Автор: ИИПСАЕ

Расм

  О регионе Центральная Азия уже много сказано и много ещё вопросов и проблем, которые остаются не решёнными и соответственно есть что обсуждать и решать, так как ряд проблем доведены до мифа о том, что Центральная Азия – это конфликтогенный регион по своей природе. Одно дело, когда даётся оценка, что Центральная Азия – это сейсмоопасный регион.

И это не потому, что есть статистика примеров крупных землетрясений в этом регионе, а потому, что это объясняется физическими законами происходящих процессов на планете Земля. Тогда как оценка политических процессов в мире – это мнение публичного экспертного сообщества или СМИ, которое, как правило, складываться в зависимости от политической ситуации, заказа, спроса или политической ориентации эксперта.

Задача публичных экспертов, при оценке современных политических процессов, это привлечь внимание, а для этого необходимо «правильно» обосновать наличие проблемы. Хорошим примером является регион Центральная Азия и созданные мифы вокруг этого региона.

Сложились три основных мифа, которые определяют регион как конфликтогенный: 1) наличие конфликтной зоны «ферганский узел», 2) борьба за лидерство в регионе между Казахстаном и Узбекистаном, 3) борьба мировых и региональных держав за сферы влияния в регионе Центральная Азия. Почему мифы, а не проблемы? Есть понятие «проблема», которую стараются решать. Есть понятие «миф», это та же самая «проблема», но которую настолько «раздули», что уже не видят решений и более того, как бы смиряются с такой ситуацией и принимают это как «данность». Имеет значение также и мнение авторитетного Збигнева Бзежинского,с лёгкой руки которого, Центральная Азия характеризуется как «Евразийские Балканы» ииспользование нового расширительного названия «Центральная Азия и Кавказ».

1) Конфликтная зона «ферганский узел». Не вдаваясь в историю этой проблемы, есть два подхода к решению этой проблемы. Кардинальный подход: это пример решения «гордиева узла». Разумный подход: рассматривать эту проблему нет как «ферганский узел», а как «ферганский треугольник». Тогда и решение этой проблемы найдётся. Если поменять точку зрения на проблему, то поменяются и подходы к решению проблемы.

2) Борьба за лидерство в регионе ЦА между Казахстаном и Узбекистаном. Эта версия запушена с лёгкой руки СМИ и подхваченная экспертным сообществом. Если вдуматься, то какие факты подтверждают наличие борьбы за лидерство в регионе? А нет таких фактов. Но эксперты «копают» глубже, приводят историческое обоснование, что такая борьба идёт ещё со времён советского периода между Кунаевым и Рашидовым. Происходит механическое смешивание и отождествление таких понятий как «лидерство» и «конкуренция», «борьба за лидерство» и «борьба за сферы влияния» вне контекста их прямого применения.

3) Борьба мировых и региональных держав за сферы влияния в регионе ЦА. Здесь ситуация похожая, но запущенная экспертным сообществом и подхваченная СМИ. Здесь нет необходимости давать обоснование отсутствия такой борьбы, единственно, для понимания и сравнения обратим внимание на пример Афганистана, где идёт реальная борьба мировых и региональных держав, или другой пример, Сирия.

Складывался и четвёртый миф – это неразрешимость проблемы отношений между Таджикистаном и Узбекистаном. Однако, в свете динамики развития отношений последних лет, особенно в текущем 2017 году, а также положительные примеры из мировой практики, приходим к выводу, что такого рода проблемы также имеют положительное решение.

Будущее и перспективы региона Центральная Азия необходимо рассматривать с позиции переосмысления происходящих современных политических процессов в мире, начиная с конца XX века и начала XXI века. Происходит процесс переустройства мирового порядка, сопровождаемый политическими и экономическими кризисами, который затронул в том числе и такие стабильные регионы как Европейский Союз и США. Происходят кардинальные изменения и пересмотр сложившихся стереотипов, взглядов, понятий, правил, традиционных ценностей и даже аксиом. Наступает эра нового мирового порядка. Страны и регионы которые не смогут самостоятельно определить свои роль и место, исходя из реальных возможностей, то таким странам и регионам другие помогут определить роль и место в новом мировом порядке.

Интересные мысли, а они могут быть как хорошими так и плохими, возникают не из ни откуда, а вполне конкретно из практических действий кого-либо или чего-либо. Если рассматривать страны региона Центральная Азия с позитивной стороны, то можно разглядеть вполне реальные точки соприкосновения для начала интеграционных процессов в Центральной Азии как единого региона.Сделаем попытку определить ключевые факты каждой из пяти стран региона, которые создадут прочную основу для интеграции в Центральной Азии в будущем.

Казахстан. Страна мирных инициатив. С первых шагов своей независимости подает на регулярной основе хорошие примеры для мирных инициатив и успешно реализовывает их в жизнь. Принципиально важная и главная мирная инициатива, о которой уже многие забыли, и которая принципиально отличает Казахстан от других стран данного региона, а в современном мире имеетчрезвычайно важное значение, это отказ от ядерного оружия и ядерного потенциала и соответственно от статуса ядерной державы. Все последующие политические шаги были направлены в русло сохранения стабильности, мира и согласия в стране. Казахстан сумел снять напряжённость и избежать конфликты в межнациональных и внутринациональных отношениях, сохранить территориальную целостность странны и единство многонационального народа. Созданы не только институты гражданского общества, но и механизмы по поддержанию стабильности, мира и согласия в стране. Ассамблея народа Казахстана является уникальным примером для подражания и применения в других странах мира. Это потом Казахстан стал экономически успешным государством и тогда мирные инициативы уже вышли на более высокий, международный уровень. Регулярное проведение Съезда мировых и традиционных религий. Проведение Зимней Универсиады-2017, ЭКСПО-2017. В 1992 году в ООН Н.А.Назарбаев выступил с инициативой проведения Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), который впервые прошёл через 10 лет и с тех пор собирает представителей азиатских стран регулярно. Успешная инициативапредоставления «площадки» по урегулированию ситуации в Сириив начале 2017 года.

Кыргызстан. Страна демократии. Заслуженно имеет название «островок демократии» в Центральной Азии. Единственное государство в Центральной Азии, где казалось бы чужеродная европейская модельдемократии смогла прижиться и может стать уникальным примером. Кыргызстан находиться в стадии завершения демократических преобразований, по завершении которых имеет уникальный шанс стать самой привлекательной и комфортной страной в Центральной Азиив ближайшие 10 лет.

Таджикистан. Страна-форпост на пути международного терроризма, исламского экстремизма и радикализма. Вопросы региональной безопасности для Таджикистана имеют не относительное, а жизненно важное значение.

Туркменистан. Страна с нейтральным статусом.

Узбекистан. Единственное государство в регионе, которое граничит со всеми государствами данного региона, и имеет геостратегическое положение (преимущество) в регионе ЦА. С 2017 года открывается новая страница во внешней политики Узбекистана. Приоритетные направления – это страны Центральной Азии. По принципу народной мудрости: «близкий сосед лучше дальнего родственника».

Особенность казахстанских инициатив заключается в том, что многие идеи предлагаются в долгосрочной перспективе. Глобальное видение будущего миропорядка и место в ней Казахстана и региона – это чрезвычайно важное и редкое качество присущее только Президенту Казахстана Н.Назарбаеву. Выполнение Стратегии «Казахстан — 2050» определит достойное место и роль Казахстана в международном сообществе. Впервые идею евразийского союза Н.Назарбаевозвучил ещё в начале 1990-х годов. Воплощение в жизнь осуществилось в январе 2015 года в виде Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Идея интеграции региона Центральная Азия регулярно инициируется со стороны Казахстана. При всей сложности накопившихся проблем и оценок серьёзных экспертов о конфликтогенности региона перспективы у Центральной Азии стать целостным регионом имеются, и интеграция Центральной Азии не является утопией.

Если любые интеграционные процессы воспринимаются отрицательно со стороны других стран не участвующих в этом процессе, так как интеграционные процессы всегда направлены против кого-то, то необходимо по новому подойти к этому процессу.За основу взять «региональную безопасность», которая без колебаний будет восприниматься всеми странами региона. Опять же не в классическом понимании. Идти по аналогии понятия «безъядерная зона». Объявить Центральную Азию регионом «стабильности, мира и согласия». В рамках такой совместной декларации решать вопросы региональной безопасности. Это решение проблем незаконного оборота наркотиков, религиозного экстремизма и так далее.Успешное решение поставленной задачи позволит перейти к более сложной, но ключевой проблеме – вопросы энергетики и водопользования. Это будут три условных «кита», на котором можно будет строить будущее ЦентральнойАзии как единого региона в XXI веке.Звучит абсурдно, но всё то, что сегодня происходит в мире разве не абсурдно?

Ким Виктор Михайлович,
Председатель Ассоциации 
советских корейцев 
Таджикистана (АСКТ),
Республика Таджикистан, г.Душанбе.
Круглый стол: 
«Центральная Азия – как залог 
безопасности в Евразии».
28 августа 2017 год, 
Бишкек, Кыргызия.

НАЗАД