Реформы Президента Шавката Мирзиёева сделают Узбекистан сильнее, а Центральную Азию стабильнее

Автор: ИИПСАЕ

Расм

  Послание Президента Узбекистана к парламенту в декабре 2022 года стало одним из главных политических событий прошлого года, которое обозначило не только важнейшие задачи и главные направления работы всех ветвей власти на 2023 год, но и определило ключевые приоритеты дальнейшего реформирования и модернизации Узбекистана на предстоящий период.
  Центральное место в выступлении Шавката Мирзиёева заняла тема строительства Нового Узбекистана, в котором высшей ценностью должен быть человек, его честь и достоинство, права и свободы, где обеспечивается свободная, благоустроенная и благополучная жизнь многонационального народа[1].
  Обозначенные главой государства приоритеты амбициозны. Несмотря на большой задел, который был сделан за последние шесть лет, поставленные им задачи возможны только при активном участии общества, наших граждан и, конечно, при напряжённой результативной работе всех ветвей и уровней власти, потенциал которых требует дальнейшего развития.
  В рамках практической реализации поставленных целей была отмечена необходимость перехода страны к новой модели политической системы, которая создавала бы условия для достижения поставленных целей. В этом контексте одной из приоритетных задач Шавкат Мирзиёев назвал совершенствование Основного закона, которая должна будут отвечать современному развитию общества:
  «Для того чтобы вывести развитие страны на новый этап, нужно изменить и систему управления, и законодательство, и наше общество. Если мы этого не сделаем, если будем и дальше не замечать очевидные проблемы, то отстанем от жизни и прогресса.
  Нам необходимо разработать современную Конституцию, проникнутую целью обеспечения интересов человека, уважения его чести и достоинства как высшей ценности, такой Основной закон, который будет полностью соответствовать задачам построения Нового Узбекистана, послужит будущим поколениям»[2].
  Несомненно, реализация принятой Новой стратегию развития Узбекистана на 2022-2026 годы[3] и построение справедливого государства, по-настоящему уважающего народ, необходимы конституционные реформы, направленные на улучшение работы власти как таковой. Приоритетом в данном случае стала рассматриваться гармонизация Конституции с современными реалиями общества.
  В рамках инициированных властями мероприятий – широкого обсуждения и народных дебатов, связанных с совершенствованием Основного закона, в общей сложности было получено 220 тысяч предложений по его изменению[4]. Внесенные в проект документа поправки, по сути, вобрали в себя все необходимые и недостающие части для полного переформатирования Конституции, которое должно отвечать новым реалиям и заточено под новые задачи.
  Наряду с большим количеством изменений (более 65 процентов Конституции), которые призваны дополнить и конкретизировать права и свободы граждан, сбалансировать систему власти и полномочия, улучшить условия для полноценного развития гражданина и общества в целом, качественному изменению подвергалась также глава IV, формулирующая принципы и подходы внешней политики Узбекистана[5].
  В новой редакции Конституции включён включен тезис о том, что «Узбекистан проводит миролюбивую внешнюю политику, направленную на всемерное развитие двусторонних и многосторонних отношений с государствами и международными организациями» (Статья 18) [6].
  Интеграция этого важного и, одновременно, принципиального посыла в Основной закон не случайна и во многом является отражением современного состояния мира, который характеризуется стремительным ростом недоверия между ведущими государствами, милитаризацией международной политики, открытой демонстрацией силы при выстраивании отношений.
  Здесь уместно привести слова Шавката Мирзиёева, которые были сделаны на саммите ШОС в Самарканде в прошлом году. Тогда глава государства отметил, что человечество находится в «периоде исторического разлома, когда заканчивается одна эпоха и начинается другая – ещё более непредсказуемая и неизвестная»[7].
  В складывающихся непростых условиях роль региональных сообществ, объединенных налаженными экономическими и гуманитарными связями и, одновременно, перспективными планами и проектами, направленными на дальнейшее укрепление взаимосвязанности, критически важна.
  В этом контексте следует особо отметить регион Центральной Азии, который в последние годы, благодаря усилиям всех пяти стран – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана стремительно меняется, обретая стабильность, единство и международную субъектность[8].
  Безусловно, решающим фактором, послужившим триггером процессов наращивания сотрудничества в Центральной Азии в последние годы, стал новый внешнеполитический курс Ташкента, получившего своё оформление после избрания в 2016 году Президентом Шавката Мирзиёева.
  В первом послании к парламенту глава Узбекистана обозначил иерархию приоритетов, поставив на первое место укрепление отношений со странами Центральной Азии[9]. Дальнейшее развитие этого подхода получило в принятой Стратегии действий Узбекистана на 2017-2021 годы[10].
  В этом документе было указано о намерении Ташкента проводить открытую и конструктивную политику в отношении ближайших соседей, решать региональные вопросы и проблемы на основе равноправия, взаимного учёта интересов и поиска разумных компромиссов, создать вокруг Узбекистана как страны, расположенной в самом сердце региона, пояс дружбы и процветания, безопасности и стабильности[11].
  Изменения во внешнеполитическом курсе Ташкента создали условия для формирования в Центрально-азиатском регионе здорового политического климата и стали причиной последовательных и, одновременно, кардинальных улучшений как в межгосударственных отношениях, так и многосторонних форматах взаимодействия. 
  Реализация новой политики, базирующейся на принципах взаимного доверия и добрососедства, способствовала прогрессу по многим застарелым вопросам. Это позволило добиться снятия большинства проблемных вопросов, которые долгие годы являлись конфликтной темой и тормозили необходимые для развития стран региона проекты и инициативы.
  За последние шесть были обеспечены условия для поэтапного завершения правового оформления государственных границ Узбекистана с Казахстаном Кыргызстаном и Таджикистаном, возобновлены пункты пропуска для граждан на узбекско-таджикской и узбекско-кыргызской погранпунктах, отменены визы с Таджикистаном, осуществлен запуск транспортных сообщений - железнодорожных, воздушных и наземных, которые были прерваны в середине 90-х годов. Были открыты коридоры для экспорта товаров.
  Более того, активизировалось инвестиционное сотрудничество, начата реализация значимых проектов кооперации в торговле, промышленности, энергетике, транспорте, сельском хозяйстве и других отраслях экономики. Если говорить о торговле, то она выросла в более чем в 2,5 раза[12]. Количество совместных предприятий выросло в более чем 5 раз – с 312 до 1600[13].
  Все это создало условия для трансформации региона в единую торгово-инвестиционную и транспортно-коммуникационную площадку. Реализуются проекты промышленной кооперации в разных отраслях экономики, начиная от автомобилестроения и завершая сельским хозяйством. Расширяются контакты между регионами государств, углубляются культурно-гуманитарные связи.
  Сегодня стабильная Центральная Азия уже становится одним из важных центров инвестиционной активности и экономического роста. По оценкам ряда экспертов, совокупный ВВП стран региона за последние пять лет вырос на 20 процентов и превысил 340 млрд. долларов США.[14]
  Если говорить в разрезе только Узбекистана, то товарооборот со странами региона увеличился до $7,4 млрд.[15]. Такая же динамика сотрудничества наблюдается у стран соседей.
  Результатом общих изменений в Центральной Азии стала последовательная выработка государствами согласованных позиций по внутри-региональным вопросам и тесная координация на международных площадках - ООН, СНГ, ШОС, ОИС, ОЭС и на других площадках[16].
  Благодаря такой трансформацией, в последние годы страны региона также выработали общий подход к выстраиванию отношений с ведущими государствами и центрами силы в рамках диалогового формата «Центральная Азия плюс» - Евросоюзом, Индией, Китаем, Россией, США, Южной Кореей, Японией, арабскими государствами Персидского залива (ССАГПЗ).
  Безусловно, роль Узбекистана в этих процессах имеет первостепенное значение и не подвергается сомнению, что подтверждают многочисленные оценки зарубежных экспертов и специалистов[17].
  Закрепление в Конституции Узбекистана тезиса о миролюбивой внешней политике следует рассматривать в качестве принципиального изменения, который демонстрирует не только большую ответственность и зрелость государства, но и понимание перспектив развития сотрудничества со своими соседями по региону, с которыми страну объединяет общая история, единые ценности, культура и религия.
  Действительно, Узбекистан нуждается в продолжении системных и фундаментальных изменений как внутри государства, так и на пространстве Центральной Азии. Это сложнейшая задача, которая не исчерпывается принятием поправок в Конституцию, а только начинается с них.
  Грамотно сформулированные цели и не менее последовательная их реализация становится важным фактором устойчивого развития всего региона. Углубление взаимосвязанности с нашими соседями уже идёт и продолжение этого вектора сделает Узбекистан сильнее, а регион Центральной Азии стабильнее и устойчивее.

Ш.Файзиев,
Начальник отдела
политических исследований МИЦА
 
 
[1] Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису и народу Узбекистана, https://president.uz/ru/lists/view/5774.
[2] Там же.
[3] УТВЕРЖДЕНА СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НОВОГО УЗБЕКИСТАНА НА 2022–2026 ГОДЫ. https://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve/utverjdena_strategiya_razvitiya_novogo_uzbekistana_na_2022-2026_gody.
[4] Обновляемая Конституция буквально становится Народной Конституцией. https://parliament.gov.uz/ru/news/yangilanayotgan-konstitutsiya-chinakam-xalq-konstitutsiyasi-boladi
[5] Конституция Республики Узбекистан. https://constitution.uz/ru.
[6] Проект конституционного закона Республики Узбекистан «О Конституции Республики Узбекистан», газета «Народное слово» № 52-53 от 15 марта 2023 года.
[7] Самаркандский саммит ШОС: диалог и сотрудничество во взаимосвязанном мире. https://president.uz/ru/lists/view/5495https://president.uz/ru/lists/view/5495.
[8] Владимир Норов принял участие в экспертной встрече «Центральная Азия - 2030: образы будущего». https://yuz.uz/ru/news/vladimir-norov-prinyal-uchastie-v-ekspertnoy-vstreche-tsentralnaya-aziya---2030-obraz-buduego; Регион вступает в новую фазу". Эксперт назвал 3 сценария для Центральной Азии,https://tengrinews.kz/article/region-vstupaet-novuyu-fazu-ekspert-nazval-3-stsenariya-1939/.
[9] Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева ОлийМажлису. https://president.uz/ru/lists/view/1371
[10] УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН О СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, https://lex.uz/ru/docs/3107042.
[11] Там же.
[12]Директор МИЦА Анвар Насиров: Сотрудничество между узбекскими и российскими мозговыми центрами станет эффективным механизмом реализации общих целей и задач, отвечающих интересам двух государств https://dunyo.info/ru/site/inner/direktor_mitsa_anvar_nasirov_sotrudnichestvo_mezhdu_uzbekskimi_i_rossiyskimi_mozgovimi_tsentrami_stanet_effektivnim_mehanizmom_realizatsii_obshtih_tseley_i_zadach_otvechayushtih_interesam_dvuh_gosudarstv-PaY.
[13]Там же.
[14]Стабильная Центральная Азия уже становится одним из важных центров инвестиционной активности и экономического роста, https://www.uzdaily.uz/ru/post/76056.
[15] Там же.
[16]ООН приняла резолюцию по Центральной Азии.https://tj.sputniknews.ru/20220730/oon-rezolutsia-central-asia-1050369250.html; Генассамблея ООН приняла спецрезолюцию по Приаралью, https://www.gazeta.uz/
ru/2021/05/18/aral/.
[17] Международная конференция «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» (15-16 июля 2021г., Ташкент). Ташкент – 2021, Сборник выступлений.

НАЗАД