НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ТАДЖИКИСТАНА

ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ СТРАН АЗИИ И ЕВРОПЫ

Достижения и опыт стран Северо-Восточной Азии. Китай и Япония, как пример для инновационного развития экономики Республики Таджикистан

Автор: ИИПСАЕ

Расм

  В современном мире, в условиях глобализации перед странами мира ставится задача обеспечения роста и конкурентоспособности своей национальной экономики, и такой позиции должна будет придерживаться Республика Таджикистан. Однако достижение этих принципов связано с тем, что когда в стране развита научная, технологическая и финансовая инфраструктура, то она способна производить наукоемкую продукцию. В этом аспекте важно рассмотреть опыт Китая и Японии в формировании отечественных инновационных систем, инновационной инфраструктуры и т.д. Этот опыт Республика Таджикистана может использовать в своей экономической политике, как стратегическое и инновационное направление своего развития.

  Опыт развитых стран достигших высокого экономического развития, с учётом инновационных аспектов, было на уровне государственного регулирования, а так же инновационной деятельности государства на различных этапах её экономического формирования. Особое внимание в этом аспекте уделено развитию институциональных основ взаимодействия государственного сектора, науки и производства. Однако для начала важным условием является государственное регулирование и это предложение связанно с необходимостью разработки эффективных механизмов стимулирования инновационной активности целесообразного для частного сектора. Следовательно, покровительственные аспекты государственного управления для инновационной деятельности должна будет формироваться под влиянием множества объективно заданных для страны факторов, включая площадь страны и её географическое положение, наличие природных ресурсов, особенности исторического развития государства и форм предпринимательской деятельности.

Республика Таджикистан может осуществлять свою политику в направлении развития экономики, знаний и передовых позиций в инновационной сфере, используя опыт экономически развитых стран.

  В последние десятилетия Китаю удалось создать мощную экономику, которую отличают высокий темп роста ВВП, а также впечатляющие объемы товарного экспорта. Многие эксперты [1] сходятся во мнении, что китайское «экономическое чудо» было достигнуто благодаря наличию дешевой рабочей силы, а также привлечению значительных инвестиций. Если взять исторически, то развитие науки в Китае на протяжении веков происходило неравномерно. Именно в Китае были изобретены фарфор (VI–VII вв.) и порох (Х в), однако в последующие столетия страна утратила свое научное и технологическое превосходство, вследствие бурного индустриального развития западных стран. С конца 1970-х годов стратегия неравномерного развития позволила Китаю максимально быстро мобилизовать имеющиеся в стране ресурсы. Опора на инвестиции и экспорт позволила стране в короткие сроки добиться высоких темпов экономического роста.

  Сегодня экономика Китая занимает лидирующие позиции по величине ВВП, а также по объёмам экспорта и по значительному числу товаров. Образовательная реформа 1985 года позволила реализовать ряд инициатив, позволившая передать управление университетами на провинциальный и муниципальный уровень. При этом вузы получили большую академическую свободу в выборе образовательных траекторий и дисциплин, а также в предоставлении новых образовательных услуг. В Китае стало возможным открытие частных университетов и школ. В свою очередь, инициативы была направлена на коммерциализацию, конкуренцию и сотрудничество. Вузы получили новые возможности в установлении партнерства с частным сектором и местными органами власти, во введении платы за обучение, а также в разработке механизмов привлечения лучших студентов и преподавателей, финансирования и субсидий.

  Институциональные основы будущей инновационной экономики стали формироваться в Китае относительно недавно. До 2000-х годов предприятия Китая не стремились к выпуску уникальной, новой для рынка продукции, довольствуясь лишь имитацией готовых технологических разработок западных стран. Однако курс на инновационное развитие Китая стартовал с  2006 года. «Основные положения государственной средне и долгосрочной программы развития науки и техники на 2006–2020 годы» [2]. В рамках продвинутых программ были обозначены приоритеты инновационного развития страны, как части национальной стратегии, а также поставлена задача вхождения страны в состав инновационных государств к 2020 году. Для достижения целей программы планируется увеличение затрат на исследования и разработки до 2,5 % от ВВП, а также снижение зависимости от технологий из-за рубежа.

  Важнейшие решения по формированию в Китае национальной инновационной системы были приняты на XVII съезде Коммунистической партии Китая в 2007 году. На съезде были определены институциональные условия построения инновационной системы:

-повышение конкурентоспособности предпринимательского сектора, как основного генератора нововведений;

-интеграция в глобальную инновационную сферу, как важнейшее условие развития национальных отраслей и  высоких технологий;

-приоритет государственной политики в развитии образования, науки и технологий, в создании благоприятных институциональных условий для инновационного роста [3].

  В настоящее время Китай наращивает количество инновационных разработок, где число патентных заявок Китая неуклонно растёт. Сегодня зависимость Китая от зарубежных технологий превышает 50 %, но к 2020 году правительство намерено снизить этот показатель до 30 %. Важный шаг в этом направлении был сделан в 2002   году с принятием ряда законодательных мер, ужесточающих импорт и экспорт технологий. Инновационные технологии были поделены на «запрещенные» (нельзя импортировать), «регулируемые» (необходима лицензия Technology Import License) и «свободно торгуемые» (freely-tradable) [4]. Аналогичные меры были приняты в отношении экспорта технологий из Китая. Одновременно правительство применяет политику налоговых льгот или освобождения от налогообложения тех предприятий, которые приобретут какие-либо технологии из данного списка или получат права на использование интеллектуальной собственности [5].

  В общем, в Китае в качестве методов стимулирования инновационной деятельности применяется широкий спектр мер, которые включают в себя как прямые, так и косвенные методы. Среди мер можно выделить налоговые кредиты, льготное налогообложение физических лиц. Однако наиболее действенными остаются методы прямого государственного администрирования, которые реализуются в рамках различных государственных программ. Поэтому Китай поставил перед собой задачу формирования инновационной системы с активным участием в ней частного сектора. В связи с этим, в Китае ещё с 90-х годов прошлого столетия реализуются такие программы, как «Torch» (Факел), «Программа 863» и другие. В рамках данных программ налоговые льготы получали от компаний - резиденты научно-технических парков или индустриальных зон, как правило, с    экспортной    направленностью   производства.   

  Такие меры не способствовали повышению инновационной активности предприятий, ориентированных на внутренний рынок. Учитывая недостатки политики стимулирования прошлых лет, правительство Китая с 2000-х годов расширило спектр предприятий, имеющих право на налоговые льготы. Для получения налоговых льгот больше не требовалось быть резидентом технопарка или производить продукцию на экспорт. Акцент в политике был сделан на поддержку вновь создаваемых предприятий.

Система налогового стимулирования была дополнена инструментами,  стимулирующими  участие  частных  инвесторов в венчурном финансировании инновационных предприятий [6]. C принятием долгосрочной программы развития науки и техники до 2020 года размеры налоговых льгот для китайских инновационных предприятий значительно увеличились. Как и некоторые другие страны (США, Южная Корея), Китай стал большее внимание уделять не уменьшению размеров налогов на прибыль, а вычетам из налогооблагаемой базы по налоговым кредитам.

 Япония достаточно давно и прочно закрепилась в группе стран - «лидеров инноваций». Для неё характерны высокий уровень развития прикладных исследований и быстрое внедрение результатов НИОКР в производстве силами частных компаний. Основная часть НИОКР в Японии финансируется частным сектором. При этом правительство Японии не является основной составляющей в финансировании исследований и разработок, однако активно участвует в формировании научно-технической политики страны. Университеты Японии не играют такой важной роли в инновационной системе, как в США. Слабым звеном японской инновационной системы остается низкая доля фундаментальных исследований, недостаточное развитие венчурного финансирования.

К органам государственного регулирования инновационной деятельности в Японии относятся:

-Совет по научно-технологической политике;

-Управление по науке (разработка крупных национальных программ и планов);

-Японская корпорация развития исследований (поддержка новых наукоёмких фирм);

-Управление национальной обороны;

-Министерство экономики, торговли и промышленности;

-Японская торговая комиссия;

-Министерство образования;

-Ассоциация промышленных технологий;

-Министерство финансов;

-Агентство экономического планирования;

-Министерство почты и телекоммуникаций.

  Правительство Японии силами трёх советов, входящих в состав Кабинета министров Японии, разработало блок документов, которые  будут  регулировать  инновационную  деятельность страны до 2025 года. Организационный механизм управления инновационной деятельностью Японии (составлен авторами по источнику [7]) состоящий из кабинета министров, где размещены  совет по научно-технической политике, проводящие пятилетние научно-технологические базовые планы и комплексную инновационную стратегию. Это:

-стратегический совет по интеллектуальной собственности и  стратегическая программа интеллектуальной собственности;

-совет по инновационной стратегии и основополагающие стратегические принципы, в т.ч. «Инновации 25».

  С 2001года, после упразднения Управления по науке и технике, общее руководство государственным сектором исследований и разработок перешло к Министерству образования, культуры, спорта, науки и технологий, посредством которого осуществляется до 65 % всех государственных затрат на исследования и разработки [8].

В послевоенный период в развитии японской инновационной системы можно выделить три взаимосвязанных этапа.

  На начальном этапе своего развития инновационная модель Японии носила имитационный характер, поскольку инновационная деятельность японских компаний редко имела своей целью или результатом выпуск инновационного продукта, а была лишь направлена на улучшение уже имеющейся техники или технологии, на введение новых инновационных способов производства, позволяющих сделать конечный продукт технологичной  и качественней.

  На втором этапе развития исследований нашло свое место внедрение программы «Технополис», это стало ответом на успешное развитие технопарков США. Задачей программы явилось развитие наукоемких отраслей   экономики, в т.ч. и на региональном уровне. Таким образом, в отличие от США, где технопарки создавались во многом спонтанно, японская модель технополисов явилась результатом четкого государственного планирования. Помимо стимулирования промышленного развития страны, активизации научных исследований, технополисы должны были способствовать преодолению диспропорций в размещении производства и населения, концентрирующихся в основном около крупных городов, содействовать созданию привлекательных мест для проживания и работы.

  Технополис - это преодоление  последствий энергетического кризиса. Формирование курса на максимальную научно-техническую самодостаточность, развитие собственного научно- технического потенциала. Развитие программ поддержки инноваций, в том числе университетские программы грантов, новые механизмы финансирования молодых ученых и переориентация национальных научных учреждений на долгосрочные базовые исследования.

  На третьем этапе - принятие Правительством Японии ряда законодательных актов по организационным принципам научно-технической деятельности, а также формирование пятилетних планов, которые позволили реализовать ряд комплексных изменений в японской системе НИОКР:

-укрепить сотрудничество между промышленностью, университетами и государственными научно-исследовательскими организациями;

-расширить меры поддержки молодых ученых посредством увеличения числа стипендий и объемов академической мобильности и др.;

-упростить процедуру передачи прав на интеллектуальную собственность, полученную в ходе исследований, финансируемых государством.

На данном этапе быстрыми темпами стали развиваться высокотехнологичные отрасли, такие как нано и биотехнологии, новые материалы, генная инженерия, информационные системы и    телекоммуникации. Возросло и государственное финансирование фундаментальных исследований, отчасти из-за усилившейся конкуренции со стороны других азиатских государств.

Сегодня среди основных принципов создания благоприятных условий для развития инновационной  деятельности  в Японии можно выделить следующие:

-государственное финансирование приоритетных отраслей промышленности с помощью субсидий и кредитов (ставка 2-4%), выдаваемых финансовыми организациями при содействии Японского банка развития и Японского экспортно-импортного банка;

-содействие предприятиям в приобретении новейших иностранных технологий, создание благоприятных условий для технической кооперации отечественных фирм с иностранными компаниями.

-создание системы ускоренной амортизации наукоёмкого оборудования, что способствует уменьшению налогообложения японских фирм и  делает  возможным  вложение финансовых средств в новые высокотехнологичные предприятия и проекты [12].

  В связи с тем, что Япония не располагает большим объёмом природных ресурсов, правительство страны рассматривает научно-техническую политику в качестве важнейшего средства стимулирования роста экономики и повышения её международной конкурентоспособности для страны. Именно в Японии впервые в мире были разработаны и применены налоговые скидки с целью привлечения частного сектора к научно-исследовательской деятельности.

  Темпы развития и структура научного сектора страны регулируются Законом «О специальных налоговых мерах» [6]. Прежде всего, это положение о налоговых скидках (налоговом кредите) при росте затрат на исследования в частном секторе, а также положение о мерах по налогообложению, направленных на развитие фонда технологий малого и среднего бизнеса.

В настоящее время доля Японии в мировых затратах на исследования и разработки составляет10,2 %. Данный показатель выше только у США и Китая.

  В 2003 году в Японии был принят проект по стимулированию промышленных инвестиций в науку, в рамках которого определена специальная налоговая скидка (налоговый кредит) в размере 10–12 % на научно-исследовательские затраты фирм. Однако объём кредита не может превышать 20 % корпоративного налога в текущем году. С 2006 года любая компания могла получить 5 %-ный налоговый кредит, начисляемый при увеличении числа исследовательских подразделений компании. При увеличении в отчетном году затрат на НИОКР конкретной фирмы свыше аналогичного показателя за два предшествующих года корпоративный налог может быть сокращен на сумму, эквивалентную 5 % от достигнутого превышения [6; 12].

  Анализ инновационного развития Китая и Японии последних лет показал, что правительства этих стран ищут наиболее эффективные методы стимулирования и управления инновационной деятельностью с целью повышения конкурентоспособности своих товаров и услуг на мировых рынках. В обеих странах реализуется государственно-частное партнерство в инновационной сфере, используются прямые и косвенные методы поддержки НИОКР. Своевременно избрав развитие науки и техники приоритетным направлением экономических реформ, Китай и Япония создали мощный научно интеллектуальный потенциал. Они способны последовательно реализовать цепочку «образование - наука - технологии - промышленное производство», что является необходимым условием развития эффективной национальной системы инноваций и экономической системы.

Абдувосиев Ф.С.

Ведущий научный сотрудник

Список литературы 

  1. Клочихин Е. Научная и инновационная политика Китая // Сотрудничество и противоборство в мировой политике. — 2013. — Т. 11. — № 2 (33). — С. 37–55.
  2. Казюхин А.С. Развитие национальной инновационной системы Китая в XXI веке // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2014. — № 8. — С. 142–147.
  3. Березин А.Н.     Китай:     национальная     стратегия     инновационного      развития.     —     [ЭР].     Режим     доступа://www.rae.ru/forum2012/pdf/2433.pdf
  4. Loke-Khoon Т., Simone , Zee W., Smith C. Intellectual Property: Recent Adjustments to China's Technology Import and Export Regulatory Regime. Baker&McKenzie — Hong-Kong, 2009. — С. 2.
  5. Хейфец Б., Селихов Д. Китай: инновационное развитие в условиях экономического кризиса // Проблемы Дальнего Востока. — 2010. — № 1. — C. 46–56.
  6. Налоговое стимулирование инновационных процессов / Отв. ред. Н.И. Иванова. — М.: ИМЭМО РАН, 2009. — 160 с.
  7. Киселев В.Н., Рубвальтер Д.А., Руденский О.В. Инновационная политика и национальные инновационные системы Канады, Великобритании, Италии, Германии и Японии // Бюллетень Центра исследований и статистики науки. — М.,— 73 с.
  8. INNO-Policy TrendChart — Innovation Policy Progress Report Japan 2009. — European Commission, 2009. — 35
  9. Направления повышения конкурентоспособности экономических субъектов в условиях интеграции России в систему мирохозяйственных связей / Под. ред. А.Н.Береговских. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. — 529 с.
  10. Авдокушин Е.Ф. Национальная инновационная система Японии // Вопросы новой экономики. — — № 4 (16).— С. 39–53.
  11. Edgington D.W. The Japanese Innovation System: University–Industry Linkages, Small Firms and Regional Technology Clusters // Prometheus. — 2008. — Vol. 26. — № 1. — P. 1–19.
  12. Краснов А.И. Государственное регулирование научно-технического развития Японии на современном этапе // Российский внешнеэкономический вестник. — 2010. — № 7. — С. 11–19.

НАЗАД