Опыт Вишеградской группы как модель эффективной интеграции для стран Центральной Азии

Автор: Юсуфи Фарзона

Расм

Вишеградская четвёрка была образована в результате встречи президентов и премьер-министров трёх постсоциалистических стран, а именно Польши, Чехословакии и Венгрии. Сегодня Вишеградская четвёрка объединяет четыре центрально-европейских государства: Польши, Чехии, Словакии и Венгрии. Стоит отметить, что 15 февраля 1991 года в городе Вишеград была подписана совместная декларация об интеграции в европейские структуры и как результат такого стремления все члены Вишеградской группы стали членами Европейского Союза (далее- ЕС).

  Так совпало, что 2016 г. стал не только годом 25-летнего юбилея Вишеградской четвёрки, но и годом завершения председательств составляющих её стран в Совете ЕС. 31 декабря 2016 г. Словацкая Республика передала штурвал Евросоюза Мальте. А мы попытаемся понять, как на этом фоне эволюционировала политика вишеградских стран, и как сама четвёрка влияла на решения, принимаемые Европейским Союзом? Как вырабатывался так называемый «вишеградский стиль» европейской политики? Первое отличие, безусловно, заключено в том, что процесс поиска своего места и роли в европейской и международной политике сопровождался у этих стран радикальными внутренними политико-идеологическими и экономическими преобразованиями. Происходил процесс движения от одного геополитического полюса к другому.

  Следовательно, на процесс выбора внешнеполитических предпочтений не могло не оказывать решающее значение то, какую модель развития перенимали эти государства, а также то, от какой модели они отказывались. То же самое касается и сферы идеологии. Изначально было понятно, что в этих странах произойдёт отход от прежней системы. Открытым оставался лишь вопрос характерный для обеих сфер – и для экономики, и для политики. Специфика исследуемого региона ставит ещё один не менее важный вопрос: насколько созданная структура «четвёрки» способствовала этому процессу, и какую роль она играет сегодня. На происходящее в регионе ускорение и замедление, безусловно, оказывали влияние и глобальные факторы, и факторы макроэкономического и мирового политического развития.

  Центрально-европейским странам приходилось приспосабливаться к более крупным структурным изменениям, корректировать, дополнять и исправлять свою политику. Вступив в НАТО и в ЕС и получив в этих структурах свои участки ответственности, вишеградские страны, вне сомнений, обрели мощный стимул для того, чтобы расти до их уровня. Однако постепенно на поверхность стали выходить и разногласия. Это явление имеет несколько составляющих: выражение своей позиции через Вишеградскую четвёрку, консолидируясь с остальными членами; одновременная демонстрация несогласия и по отношению к Евроатлантическим структурам, и по отношению к другим членам «четвёрки». Наконец, заявление о позиции, которая солидарна либо с Вишеградской четвёрки, либо с ЕС. Однако после завершения всех председательств мы можем сказать, что периоды управления Советом ЕС имели важное значение для стран Вишеградской группы, поскольку убедили их в выигрышности совместных действий. Однако и другие председательства Вишеградских стран проходили в сложнейших международных условиях, словно сама жизнь испытывала их европейский выбор, подменяя подготовленные изменения и привычные инструменты.

  Надо отметить, что во время выступления 27 февраля 2018 года в городе Будапешт глава делегации Таджикистана привлек внимание присутствующих к необходимости укрепления сотрудничества в областях энергетики, экономики, торговли, инвестиций, образования, туризма и реализации инфраструктурных проектов в секторах транспорта и коммуникации. Данная встреча была организована по инициативе Правительства Венгрии, и делегацию нашей страны на этом мероприятии возглавлял заместитель министра иностранных дел Республики Таджикистан Музаффар Хусейнзода.

  В ходе встречи участники мероприятия высказали свое мнение по вопросам налаживания сотрудничества между регионами Центральной Азии и Центральной Европы, расширения экономических связей двух регионов с акцентом на водно-энергетические вопросы.

  Так, возникает вопрос насколько Вишеградская модель приемлема для Центральной Азии? Применим ли опыт Вишеградской группы в Центральной Азии? На наш взгляд, да. Конечно же, нельзя утверждать, что условия, в которых развивалось сотрудничество между странами “Вишеградской четверки” схожи с современными реалиями центральноазиатского региона. Однако существует ряд факторов, позволяющих провести параллели между Центральной и Восточной Европой и Центральной Азией. К ним мы относим:

-общий опыт социалистического прошлого, вызвавший необходимость проведения крупномасштабных реформ в политической, экономической и социальной сферах после развала СССР;

-высокий уровень вовлечения внешних акторов в региональные процессы;

-угрозы безопасности и стабильности, спровоцированные дестабилизацией соседних регионов и необходимость создания общих механизмов по обеспечению безопасности;

-необходимость разработки системы взаимосвязей между странами регионов в сферах энергетического снабжения, транспортной инфраструктуры и коммуникаций для обеспечения условий эффективного проведения реформ;

-невозможность государств региона в одиночку обеспечить национальную безопасность и создать условия, необходимые для стабильного развития.

  Следующий вопрос, в чем же заключаются основные преимущества Вишеградской модели с учетом реалий центрально-азиатского региона? Анализ деятельности Вишеградской группы демонстрирует, что установление прочных и устойчивых партнерских отношений и механизмов сотрудничества между странами, не являющимися лидерами международных отношений и испытывающими на себе давление со стороны, может способствовать повышению эффективности защиты общих интересов и придать импульс развитию региона в целом. Также Вишеградская модель является подтверждением того, что наличие разногласий между государствами региона и соперничества за лидерство не всегда должно приводить к сведению взаимодействий между странами к минимуму.

  Центрально-азиатским республикам следует усвоить опыт выработки прагматичного и рационального подхода к сотрудничеству, который бы позволял находить точки соприкосновения по наиболее важным проблемам общего интереса и минимизировать негативное влияние спорных вопросов на взаимоотношение между государствами. Большим преимуществом данной модели является также ее заменой другой (тоесть деинституционализация). Отсутствие сложной бюрократической структуры, безусловно, повышает эффективность процесса принятия решений и мобильность действий в рамках объединения. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день фактически отсутствуют интеграционные механизмы, объединяющие все пять центрально-азиатских республик, проведение встреч между руководителями государств Центральной Азии наподобие саммитов Вишеградской группы способствовало бы установлению диалога между политическими элитами, укреплению доверительных отношений и сближению позиций стран по наиболее актуальным вопросам повестки дня. Кроме того, постоянное межведомственное взаимодействие могло бы стать прочной опорой для урегулирования конфликтных аспектов взаимоотношений между государствами региона.

  Наконец, особое внимание следует уделить политике Вишеградской четвёрки по привлечению финансирования со стороны международных организаций, доноров и фондов различных региональных проектов по модернизации инфраструктуры, транспортных связей, укреплению энергетической безопасности и совершенствованию системы образования. Как было отмечено выше, односторонняя деятельность государств Центральной Азии не обладает достаточной эффективностью.

  В этой связи следует отметить, что центральноазиатским республикам стоит уделять особое внимание реализации проектов регионального масштаба вместо того, чтобы замыкаться на национальных проектах. Подобные действия могут способствовать созданию прочной основы для укрепления и взаимосвязей между странами и устойчивого развития региона.

                           Источники:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Вишеградская_группа, дата обращения 28/01/2022

2.https://www.mfa.tj/ru/main/view/2983/vstrecha-ministrov-inostrannykh-del-stran-vishegradskoi-chetverki-i-tsentralnoi-azii, дата обращения 7/02/2022

3.https://www.imemo.ru/index.php?page_id=1248&file=https://www.imemo.ru/files/File/magazines/meimo/12_2020/11-BASOV.pdf, дата обращения 10/02/2022

Юсуфи Ф. Ш.,

младший научный сотрудник

отдела Европы и Америки

НАЗАД