МНОГОПОЛЯРНЫЙ МИР ЕЩЁ НЕ СФОРМИРОВАЛСЯ, НО ОДНОПОЛЯРНОГО УЖЕ НЕТ

Author: Shamsiddin Karimov

Расм

 

МНОГОПОЛЯРНЫЙ МИР ЕЩЁ НЕ СФОРМИРОВАЛСЯ,

НО ОДНОПОЛЯРНОГО УЖЕ НЕТ

 

Происходящие события конца XX - начала XXI вв. предопределили судьбу существовавшей современной системы международных отношений и посодействовали формированию и дальнейшему развитию новой архитектуры миропорядка. Время, в котором мы живем, стало периодом истории, когда происходит переход от модели однополярного мироустройства к многополярной. Концепция многополярности включает в себя заинтересованность так называемого мирового большинства в формировании миропорядка, который бы учитывал интересы всех стран, и также решимость лидеров этого большинства — в числе которых, несомненно, Россия, как и Китай, и ряд других стран — добиваться этого результата. Считается, что это более справедливая и гармоничная концепция по сравнению с однополярной. Так, согласно данной концепции, исключается доминирование одной державы над всем миром, снижается опасность глобальной войны, расширяются возможности внешнеполитического выбора и здоровой конкуренции между цивилизациями. Такая модель предполагает наличие многих центров силы (политических, военных, экономических и культурных), сопоставимых по своим возможностям и не стремящихся влиять друг на друга путём насилия или обмана, в противоположность модели однополярного мира.

Но вопрос в том, насколько такая концепция реальна и реализуема? В этой связи стоит отметить, что процесс этот уже пошел и набирает из года в год больше темпа, формируя новый облик миропорядка, где количество поддерживающих или симпатизирующих стран  постоянно растет. Это, в основном, те страны, которые в течение многих лет были не согласны с существующим миропорядком, считая его не справедливым и не эффективным, где, с их точки зрения, не учитывались их национальные интересы,  и где царствовали только великие державы, особенно США, которые за последние 30 лет после распада СССР являлись единственной мировой сверхдержавой (супердержавой). Теперь, выходит, они хотят изменить существующий миропорядок и построить новую систему международных отношений, отвечающую реалиям современного мира.

         Закончилась ли эра США как единственного гегемона и мировой сверхдержавы?  На наш взгляд, все еще рано говорить об этом феномене как о свершившемся историческом факте. США продолжают оставаться великой державой/сверхдержавой, но уже не единственной. Речь идет о том, что сегодняшний мир уже больше не американоцентричен, и он не может больше оставаться таким. На мировую арену международных отношений стали выходить и довольно успешно функционировать новые игроки международного значения как Россия и Китай,  растущее влияние которых давно и заметно выходит за рамки регионального масштаба. Безусловно, процесс формирования и России, и Китая как новых сверхдержав все еще продолжается, и конечный ожидаемый результат здесь зависит от многих основополагающих факторов. Но следует констатировать тот факт, что и Россия и Китай уже стали заметными и признанными центрами политической силы международного значения.  Возможно, в ближайшее время мы станем свидетелями формирования и других центров политической силы в таких динамично развивающихся странах, как Бразилия, Индия, Иран, Саудовская Аравия, Турция и др., которые уже являются ведущими акторами регионального значения.

         Таким образом, на наш взгляд, новый многополярный мир все еще находится в стадии формирования, а однополярный уже больше не является единственной формой системы международных отношений современного мира.  Мир становится свидетелем рождения новой архитектуры миропорядка.

КАРИМОВ Ш.Т.,

доктор политических наук,

главный научный сотрудник

отдела США и Канады

Института изучения проблем стран Азии и Европы

 Национальной академии наук Таджикистана

 

BACK