БАБАДЖАН ГАФУРОВ – ОСНОВОПОЛОЖНИК СОВЕТСКОГО ВОСТОКОВЕДЕНИЯ.

Муаллиф: Шаҳлохон Муродалӣ

Расм

В газете «ан-Нур» в Сирийской Арабской Республике опубликована статья на арабском языке «Бабаджан Гафуров – основоположник советского востоковедения», автором которого является сирийский писатель и переводчик д-р Ибрагим Истанбули —переводчик книги «Таджики» Б.Г.Гафурова на арабский язык.

Ниже приводится русский перевод статьи:

5 декабря сего года состоялась Международная научная конференция посвящённая 115-летней годовщине великого сына таджикского народа учёного и государственного деятеля академика Бободжона Гафурова.

Можно сказать, что имя Бабаджан Гафуров стало символом целой эпохи, а его имя стало ассоциироваться с новейшей историей таджикского народа. Он достойный представитель таджикского народа. Каждый гражданин Таджикистана имеет право гордиться именем такого ученого и государственного деятеля.

Лидерские качества Гафурова как государственного деятеля и учёного проявились когда он возглавил институт востоковедения АН СССР — крупнейший центр в Советском Союзе, изучающий страны и народы Азии и Северной Африки. Вклад учёного и государственного деятеля Гафурова в развитие института был основополагающим и неоценимым.

Центр востоковедения был новым учрежднием в Советском Союзе, с ограниченным числом сотрудников и учёных. С очень скромным опытом по сравнению с западным востоковедением. Об этом как раз указал академик Рыбаков: "Восток проснулся – один только Институт востоковедения еще не проснулся!"

Сам Гафуров, ставший впоследствии секретарем ЦК Компартии Таджикистана, не раз указывал на низкий уровень знания языков и истории стран Востока среди специалистов.

Следовательно, возникла острая необходимость перестроить советское востоковедение, обеспечить его дополнительными кадрами и обеспечить необходимые материальные средства. Над итим как раз и начал работать Гафуров с большим энтузиазмом и большим темпом после того как стал руководителем института.

Не прошел и год как он организовал в Ташкенте первую конференцию востоковедов всего Советского Союза. Эта конференция стала отправной точкой для обмена опытом и достижениями между научными центрами Советского Союза.

Ученый также уделил особое внимание кадровому вопросу института. Численность сотрудников института увеличилась за один год правления Гафурова с 185 до 338 человек.

Параллельно он делал все возможное, чтобы увеличить финансовую поддержку института со стороны государства. Это позволило ученым регулярно отправляться в командировки и исследовательские экспедиции.

Было создано в 1957 году издательство, специализирующееся на издании восточной литературы, и это было подтверждением глубоины и дальневидность мышления у Бобожана Гафурова как учёного и государственного деятеля.

Достижения Гафурова не ограничились только укреплением научной базы Института Востоковедения. Скорее, он превратил этот институт в приёмную для политической и интеллектуальной консультирования в Советском Союзе, годе высокопоставленные чиновники и делегации из стран Азии и Африки, приехавшие с визитом в Советский Союз, могли приходить чтобы провести дискуссии и переговоры о сотрудничестве.

Он проявил себя как проницательный и строгий администратор, умеющий урегулировать конфликты, был «активным и способным организатором» (по свидетельству профессора Игоря Михайловича Дьяконова); другие называли его «Восточным мудрецом». В то же время он был организатором сталинского типа в работе. Академик В. М. Алпатов считает правление Гафурова лучшим периодом в истории Института востоковедения. При Гафурове в институте появился ряд молодых сотрудников, в том числе репрессированных и уволенных с работы, впервые была создана специальная языковая структура - кафедра языков, поездки советских востоковедов в страны для учебы.

В своей монографии «Таджики» Гафуров опроверг теорию о том, что таджики являются «пришлым» народом, и научно доказал, что формирование таджиков как народа произошло в древние времена и конкретно на землях Средней Азии.

Это историческое мнение подтверждалось найденными в то время письменными источниками, а также данными, взятыми из археологии, лингвистики, антропологии, нумизматики и других наук.

Некоторые пытались умалить значение тех выводов, к которым пришел ученый Бабаджан Гафуров. Я думаю, что за теми ложными обвинениями, которыми они пытались нанести вред эпическому историческому труду учёного Гафурова, стояли сторонники космополитической тенденции в советской политической науке и противники идентичности народов совесткого союза. Хотя они и не оспаривали научную точность работы. Скорее, они пытались подорвать самобытность учёного и исследователя... Причина в глубине и полноте исследования, и антропологического научного метода, который был не очень любим партийным и идеологическим элитам.

«Таджики» — это прорыв в востоковедении, а также в историческом самосознании самих таджиков, тепло принявших книгу.

Вот что отмечал известный таджикский учёный Мухаммад Джан Шакори: "Труд академика Бабаджана Гафурова "Таджики", изданный в 1972 году, быстро приобрел широкую известность. Каждый образованный человек в Таджикистане стремился получить экземпляр книги".

Необходимо остановиться на очень важном моменте биографии академика и государственного деятеля Гафурова. Я имею в виду его решение посетить Святую Землю и совершить хадж. Он коммунистический чиновник и близок к одному из самых выдающихся идеологов Советского Союза Михайлу Суслову. Гафуров совершил хадж в Мекку в 1974 году, воспользовавшись приглашением короля Саудовской Аравии Фейсала.

Как бы то ни было, этот визит свидетельствует, с одной стороны, что он был уникальной и смелой личностью в те временая, когда о таком шаге было непросто даже подумать. А с другой стороны, глубоко в его душе была тяга к Всевышнему и забота о традициях и верованиях своего народа. Я уверен, что Бабаджан Гафуров сделал этот шаг сознательно и намеренно, в естественном контексте своего жизненного пути и в исполнение своей духовной потребности.

Бабаджан Гафуров, совмещавший политическую и научную деятельность, уделял фундаментальное внимание развитию науки, культуры и национального самосознания. Именно по его инициативе в 1948 году был открыт первый университет в Таджикистане. Открытие Таджикского государственного университета стало большим событием в научной жизни республики.

Он также был покровителем талантов. По мнению современников, несмотря на свою приверженность коммунистической идеологии, Гафуров оставался блюстителем национальных интересов. Именно его личная поддержка способствовала большим успехам на научной и культурной арене многих талантливых ученых, поэтов и писателей.

Я чувствую радость и благодарность судьбе за то, что я попал на благородной земле Таджикистане, и рад что идея издать книгу "Таджики" на арабском языке была приучена к этому прекрасному событию – 115 летию великого учёного и патриота своеё родины.

Очень глубоко сказал многоуважаемый президент, Лидер нации Эмомали Рахмон об академике Гафурова: "Он поистине был государственным деятелем с академическим кругозором и академиком с государственным мышлением. Более того, вся его жизнь являет собой пример преданного и самоотверженного служения интересам науки, своего народа и Отечества".

Перевод: Шахлохон Муродали

младший научный сотрудник

Институт Азии и Европы НАНТ

БОЗГАШТ