АКАДЕМИЯИ МИЛЛИИ ИЛМҲОИ ТОҶИКИСТОН

ИНСТИТУТИ ОМӮЗИШИ МАСЪАЛАҲОИ ДАВЛАТҲОИ ОСИЁ ВА АВРУПО

ПРОБЛЕМЫ ПОСТКОВИДНЫХ ПЕРСПЕКТИВ ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛНОЙ АЗИИ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ И УЛУЧШЕНИЮ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ОБЩЕСТВО

Муаллиф: ИОМДОА

Расм

  Эпидемия COVID-19 привел к широкой неопределенности и тяжелого экономического, налогового и социального давления. С началом распространении инфекции в многих государствах с середины 2020 года, правительства встретились с трудностями по предопределению порядка политических действий. Национальные, областные и местные органы власти осознали, что они не могут следовать обычной инструкции управления или полагаться на принятый курс политических действий, для управления кризисом и выхода из него, а также восстановления после него. Потребность в адаптации и приспособляемости к новым санитарно -эпидемиологическим условиям вынуждало правительства переосмыслить свои раннее принятие порядки управления и реформировать свои приоритеты действий, которые привели бы к максимальному предупреждению кризиса во всех сферах.
  Конечно же вакцинация населения против COVID-19 является единственной долгосрочной стратегией сдерживания кризиса, вызванного пандемией «коронавирусом». Как известно широкие кампании по вакцинации начались в декабре 2020 г. и в первом квартале 2021 г. Тем не менее, они представляют собой серьезную логистическую проблему во всех странах и влекут за собой серьезные территориальные и многоуровневые последствия для управления.
  Кризис COVID-19 имеет широкое территориальное измерение, однако среднесрочные и долгосрочные последствия будут значительно различаться по регионам.
  Кризис в области здравоохранения имеет заметно разные результаты в регионах и муниципалитетах с точки зрения зарегистрированных случаев и связанных с ними смертей. Региональные различия в показателях смертности высоки в некоторых странах, что отражает неоднородный доступ к услугам здравоохранения, различную уязвимость к болезни (например, демографические критерии, разные показатели сопутствующих заболеваний и т.) и разнообразие социально-экономические условия в разных местах. На ранней стадии пандемии больше всего пострадали густонаселенные городские районы, но во второй половине 2020 года и в 2021 году COVID-19 распространился на менее густонаселенные регионы в некоторых странах. Во многих странах появляется все больше свидетельств того, что в регионах с самым низким уровнем распределения доходов и в неблагополучных районах уровень смертности стало значительно выше.
  Кризис вызванная пандемией «кароновируса» отражалась в разных сферах социальной и государственной деятельности:
  Прежде всего, нужно перечислить экономические последствия кризиса COVID-19, которое различаются по регионам. Региональная экономическая специализация в секторах, прямо или косвенно подверженных кризису, и участие в глобальных производственно-бытовых цепочках усилили воздействие кризиса. Регионы Евразии по-разному затронуты в зависимости от «возможности удаленной работы», которая усугубляется цифровым разрывом. В среднем доля рабочих мест, подходящих для удаленной работы, в городах выше, чем в сельской местности. Безработица резко возросла во многих регионах во второй половине 2020 года по сравнению с предыдущими годами.
  Данные за 2020 г. подтверждают негативное влияние кризиса в области здравоохранения и экономики на расходы и доходы муниципальных органов власти. Сохраняется значительная неопределенность в долгосрочной перспективе. За этим стоит ряд факторов. Во-первых, существовало неопределенность в отношении ситуации со здоровьем и развертывания вакцины. Во-вторых, многие основные расходы, которые были отложены в 2020 году, не могут быть отложены на неопределенный срок. В-третьих, налоговые поступления в 2020 г. отражали деятельность кризиса  в 2019 г. В-четвертых, влияние на муниципальные финансы в 2021 и 2022 гг. будет зависеть от продолжительности и степени поддержки, оказываемой центральной правительством.
  Таким образом в результате вызова пандемии человечеству страны Центральной Азии в частности Таджикистан, обеспечил безопасный и справедливый доступ к вакцинам в разных регионах внутри стран с помощью эффективных механизмов координации между национальными и местными органами власти, например, путем обмена прогнозами по доставке доз. Это особенно важно, поскольку правительства всех уровней должны предвидеть увеличение поставок и обеспечивать готовность логистики и инфраструктуры по мере ускорения поставок вакцины. Привлекли местные органы власти в кампании по вакцинации, чтобы обеспечить более быстрый и лучший территориальный охват. Также к работе подключили местных участников и волонтеров, которые лучше информированы о местном населении и инфраструктуре. Данная инициатива имеет важное значение для успешного охвата обслуживания населения, которые в первую очередь нуждаются в вакцинах (например, пожилых людей, людей с уже существующими заболеваниями и медицинских работников), и снижения нагрузки на систему здравоохранения.
  Таким образом, говоря о постковидном перспективе действия государство по восстановлению и улучшению благосостояния общество считаем важным соблюдения следующих рекомендаций:
  1. Рассмотреть возможность принятия «локального» или территориально компетентного подхода к политике восстановления. Внедрить, активировать или переориентировать существующие многоуровневые координационные органы, чтобы свести к минимуму риски восстановительного периода. Задействовать государственные стратегические органы для выработки решений и согласования решений, имеющих глубокие экономические, социальные и социальные последствия. Повысить качество взаимообмена данных внутри регионов и между ними, чтобы улучшить понимание кризиса и его последствий.
  2. Поддерживать тесное взаимосвязь и сотрудничество между муниципалитетами и регионами, чтобы свести к минимуму разрозненные действия и конкуренцию за ресурсы во время кризиса или посткризисного восстановления. Содействовать сотрудничеству для поддержки стратегий восстановления, путем обеспечения согласованных действий по безопасности и смягчению последствий, объединения ресурсов и расширения инвестиционных возможностей.
  3. Усилить поддержку уязвимых групп на национальном и локальном уровне, чтобы ограничить дальнейшее ухудшение обстоятельств на этапе восстановления. Для достижение этого может способствовать упрощение доступа к программам поддержки, обеспечение услуг с выездом к гражданину, внедрение новаторских схем налогово-бюджетной поддержки, а также определение потребностей в пересмотре политики распределения бюджета. Использование цифровых возможностей (например, электронное здравоохранение, электронное образование), чтобы помочь обеспечить непрерывное предоставление услуг, учитывая территориальные, экономические и социальные различия в доступе.
  4. Исключить резкого прекращения государственного финансирования. Продолжать помогать местным органам власти, сокращать разрыв между сокращением доходов и увеличением расходов в результате кризиса COVID-19, чтобы избежать резкого сокращения местных операционных и капитальных расходов, что приводит к недофинансированию мандатов. Поощрять участие местных органов власти в планах восстановления. Содействовать многоуровневому и многостороннему диалогу и фискальной координации. Содействовать скоординированным мерам реагирования на последствия кризиса для бюджета, используя общие фактические данные.
  5. Снизить административную нагрузку на региональные и местные органы и службы. Муниципальные органы власти, прекрасно осведомленные о местных условиях, могут выступать в качестве посредников в поддержке и обеспечением рабочих мест. Помощь местным муниципальным властям в внедрение новых методов работы, в том числе цифровые технологии. Инновации в государственных услугах, включая услуги, поддерживающие переход к экологической экономике.
  6. Координировать действия по восстановлению государственных инвестиций на всех уровнях государственного управления. Обеспечение межправительственной координации, наращивание инвестиционного потенциала муниципальных органов власти, инвестирование в нужном масштабе и недопущение стимулирования за счет надлежащих методов инвестирования и управления рисками. Муниципальные органы власти, региональные и местные, должны быть вовлечены в реализацию национальных инвестиционных стратегий на раннем этапе.
  7. Реформировать политику регионального развития, чтобы создать более устойчивые регионы, способные лучше справляться с будущими потрясениями. Это подразумевает переоценку целей региональной политики, в том числе с точки зрения их баланса между городскими и сельскими районами, климатического императива, цифрового разрыва, баланса между материальными и нематериальными активами.
Мухаббатшо Замирович-
Старший научный сотрудник отдела Централной Азии
Института изучения проблем стран Азии и
Европы Национальной академии наук Таджикистана

БОЗГАШТ